ТАТЬЯНА ФЕДИРКО: «НИКОМУ НЕ ДАНО ПРАВО НАРУШАТЬ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО!»

Татьяна Федирко…Каждый день мы вступаем в товарно-финансовые отношения, выполняя роль как потребителей, так и продавцов. Но все же в первом амплуа нам приходится выступать намного чаще, покупаем ли мы булку хлеба или приобретаем сложную бытовую технику, отправляемся ли в медицинский центр или идем в банковское учреждение. И, наверное, у каждого из нас обязательно припасена история о том, как где-то плохо обслужили, или же продали некачественный товар. Так что можно сказать, что 15 марта мы вправе отметить общий праздник – Всемирный день защиты прав потребителей. В канун праздника корреспондент «Качественного продукта» задал несколько вопросов руководителю Ростовского союза защиты прав потребителей Татьяне Ивановне Федирко.

…Товар товару рознь. Если пенсионерка купила неработающий утюг или электрический кипятильник, она должна иметь возможность получить бесплатную юридическую консультацию, также бесплатно ей должны помочь написать претензию продавцу или исковое заявление в суд. А если небедный человек купил дорогой автомобиль в салоне или квартиру в престижном районе – у него должны быть деньги, чтобы отстаивать свои права в случае, если ему достался товар ненадлежащего качества. В первом случае – услуги юристов должны финансироваться из бюджета, государство должно заботиться о защите прав своих граждан. Во втором – гражданин сам выбирает уровень и качество юридических услуг, потому что это – тоже товар. Именно по таким правилам работают общественные организации – они практически безвозмездно (либо за очень символическую плату) помогают людям, которые не могут заплатить, но при этом нарабатывают себе опыт, профессионализм, имя, чтобы потом помогать за вознаграждение более платежеспособным клиентам. Ростовский областной Союз защиты прав потребителей начал свою работу в 1992 году – в то самое время, когда молодой российский бизнес только начал свой непростой путь. 15 лет работы в такой непростой сфере, как защита потребительских прав – эта цифра говорит сама за себя.

– Татьяна Ивановна, в каких случаях люди чаще всего вынуждены обращаться за поддержкой в союз защиты прав потребителей? Какие ситуации наиболее типичны?

– Люди пишут и обращаются к нам потому, что либо сами не знают, как правильно вести себя, либо уже пробовали отстоять свои права, но у них это просто не получилось. Поверьте, ситуации возникают абсолютно разные, но мы не оставляем без внимания ни одно обращение. Мы – общественная организация, и защищаем людей независимо от их политических убеждений, независимо от того, дорогой или дешевый товар. Если мы видим, что право потребителя нарушено, то нам совершенно все равно, кто перед нами. Никому не дано право нарушать действующее законодательство.

В последнее время идет очень много обращений по поводу радиорынков, где люди покупают малогабаритные технические товары. Главная особенность таких обращений – продавцы не предоставляют покупателям никаких документов, подтверждающих факт продажи товара. Да, если потребитель попросит товарный чек, ему его, возможно, дадут, но заполнен он будет с нарушениями. Разобраться в этом «товарном чеке» сложно. По действующему законодательству, потребитель имеет право обращаться и к продавцу, и к изготовителю, однако первый в случае конфликта просто разведет руками, второго же по таким «документам» будет просто невозможно найти.

По-прежнему не иссякает поток обращений, связанных с потребительским кредитованием. Поверьте, банки – несмотря ни на какие законы, – всегда найдут возможность скрыть от клиента выгодную для них (банков) информацию. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что, даже прочтя кредитный договор по несколько раз, 80% из числа опрошенных нами заемщиков в принципе не понимают смысла этих документов.

– Часто ли приходится доводить дело до суда?

– 90% споров решается в досудебном порядке. Для нас подача иска в суд – это не норма, это исключение. Хотя по официальным данным, на сегодняшний день это самый применяемый закон в стране – что, разумеется, еще раз подчеркивает его актуальность.

– Татьяна Ивановна, в связи с этим такой вопрос – совсем недавно в Ростовской области впервые в России была разработана и принята целевая программа по защите прав потребителей. Как Вы считаете, принесет ли реализация этой программы положительные результаты, изменится ли ситуация в лучшую сторону?

– В Российской Федерации – 87 субъектов, и вы посмотрите, на какой высоте сегодня Ростовская область! Ведь действительно впервые принята такая емкая областная программа. На коллегии Федеральной службы Роспотребнадзора России пример Ростовской области рекомендовали всем остальным. Это очень важный и значимый шаг – если б вы только знали, из каких регионов нам сюда звонят, просят поделиться опытом. Руководство области понимает значимость повышения качества защиты прав потребителей, и это дает хорошие шансы на то, что к пожеланиям общественности будут прислушиваться.

Контактный телефон Ростовского Союза
защиты прав потребителей: 269-83-93

Наталья ВЕНЦЕНОСЦЕВА

 
Мобильное приложение
Бесплатная подписка на мобильное приложение "Качественный продукт"
  
Мы в соцсетях
Газета "Качественный продукт" в соцсети "Одноклассники"
    

RSS новостей

Ленты новостей

 

Работа