РОСТОВСКАЯ НЕЖДАНОВА

Маргарита Николаевна Худовердова

В 2011 году Ростовский музыкальный театр отмечает 80-летний юбилей. А 1 февраля исполнилось 85 лет старейшему ростовскому вокальному педагогу, заслуженному деятелю искусств России, заслуженной артистке Казахстана, профессору Маргарите Худовердовой. 38 лет отдала Маргарита Николаевна служению на кафедре сольного пения Ростовской консерватории: начинала как рядовой педагог, 10 лет исполняла обязанности профессора, а последние 20 лет (1990-2010) была профессором. С 1984 по 2010 гг. Худовердова заведовала кафедрой сольного пения. Когда родился новый Ростовский музыкальный театр, его художественный руководитель Вячеслав Кущев пригласил Маргариту Николаевну на должность педагога-вокалиста.

По сей день Худовердова служит в театре. Из консерватории по состоянию здоровья ушла в прошлом году. Лучшие певцы Ростовского музыкального – ученики профессора Худовердовой. Среди них – победитель Первого Всероссийского музыкального конкурса, примадонна РГМТ Наталья Дмитриевская, заслуженный артист России, ведущий баритон театра Петр Макаров; лауреат международного конкурса Оксана Андреева; Ольга Макарова, Евгения Долгополова, Лусинэ Агаджанян. Навсегда вписали золотыми буквами в историю Ростовской консерватории свои имена выпускники класса профессора М.Н. Худовердовой, работающие ныне в лучших театрах России и в Европе: Анна Маркарова, Каринэ Григорян, Виктория Ястребова и другие.

Маргарита Худовердова – в прошлом блистательная певица (лирико-колоратурное сопрано), ведущая солистка одного из лучших театров бывшего СССР – Алма-Атинского, на сцене которого она творила 18 лет. Это был золотой век Казахского оперного. После окончания с отличием Московской государственной консерватории в 1954 году М. Худовердова дебютировала в Алма-Ата в партии Виолетты («Травиата» Дж. Верди). Ее партнером был один из самых выдающихся баритонов СССР второй половины 20 века Ермек Серкебаев, впоследствии народный артист СССР (Жорж Жермон). Среди сценических партнерш лирико-колоратурного амплуа Серкебаев предпочитал «именно Марго», которая пела с ним и «Севильского цирюльника» Дж. Россини, и «Фауста» Ш. Гуно. Ермек тоже был любимым партнером и близким другом Худовердовой.

Маргарита Николаевна ХудовердоваЯ встретилась с Маргаритой Николаевной в эти юбилейные дни. Несмотря на возраст, она элегантна, подтянута, деятельна.

– Маргарита Николаевна, вы могли бы раскрыть секреты своей вокальной педагогики?

– Секрет прост: я стараюсь привить ученикам ту школу пения, которую в свое время получила сама. Я обучалась в Московской консерватории у заслуженного деятеля искусств РФ, профессора, доктора искусствоведения Анатолия Доливо. А он был учеником итальянца Умберто Мазетти, воспитавшего таких королев пения, как Антонина Нежданова, Валерия Барсова, Надежда Обухова. Итальянская школа пения - лучшая в мире. Когда я сама стала педагогом, я говорила ученикам: «У меня учиться очень сложно, но если освоите эту школу, будете петь до ста лет!» Русская и итальянская вокальные школы отличаются тем, что у нас – более открытый, «близкий» звук, у итальянцев звук прикрытый, округленный, направленный в «маску», в резонаторы, коими являются придаточные пазухи носа. При таком звукоизвлечении голос становится более выносливым. Сам А.Л. Доливо был прекрасным камерным певцом с высочайшей культурой, которую он старался привить и нам. Вообще для меня с юности путеводной звездой была несравненная Валерия Владимировна Барсова. Мы потом стали с ней близкими друзьями, вместе отдыхали на море. Она очень любила мой голос, даже на отдыхе занималась со мной каждый день. Если продолжить о секретах вокала, я бы назвала опору дыхания. Возможны разные типы дыхания, но я стараюсь преподать своим ученикам необходимость дыхания как основы звука – плюс, конечно, резонаторы. С моим любимым партнером Ермеком Серкебаевым нас роднила итальянская школа пения: Ермек учился в Алма-Атинской консерватории у профессора Курганова, ранее певшего в Италии.

– Какие партии вы спели на сцене Казахской оперы?

– Я держала на своих плечах весь лирико-колоратурный репертуар: Виолетту, Джильду («Риголетто» Дж. Верди), Розину, Лакмэ, Джульетту («Ромео и Джульетта» Гуно), Людмилу. Марфу в «Царской невесте» я пела еще студенткой консерватории. Виолетту и Джильду выучила самостоятельно. Придя в театр, имела одну оркестровую репетицию и по «Травиате», и по «Риголетто», после чего пела эти спектакли.

– Какой комплекс качеств необходим певцу, чтобы стать подлинным мастером (при наличии хорошего голоса, разумеется)?

– Работоспособность, смелость; уверенность в том, что ты способен освоить ту или иную партию; хорошая сценическая внешность; отсутствие звездной болезни; общая культура, интеллект.

Маргарита Николаевна Худовердова– В вашей педагогической практике бывали случаи, когда студент с шикарными вокальными данными оказывался вам чуждым по своим человеческим качествам? Какие качества вы не приемлете в людях?

– Случаи такие, конечно, были. А не приемлю я в людях плохое воспитание, низкую культуру, безответственность, лень, отсутствие целеустремленности. Вокалисты, в силу объективных причин, приходят в профессию позже, чем люди прочих творческих профессий, и бывает, что Бог дал человеку голос, а голова к этому голосу не прилагается.

– Ваши кумиры в пении?

– Когда я была студенткой Московской консерватории, Большой театр переживал золотой век: такого созвездия талантов не было, наверное, за всю его историю. Одного из кумиров своих я уже называла: Валерия Барсова. Это и Вера Фирсова – певица с невероятной вокальной техникой; Елизавета Шумская, Сергей Лемешев. Среди меццо-сопрано я выделила бы Тамару Синявскую. Из западных певцов – Рената Скотто, Мария Каллас. Я убеждена: вокалист должен учиться постоянно, даже перестав выступать на сцене и уйдя в педагогику, как я.

– Секреты творческого долголетия от Маргариты Николаевны Худовердовой?

– Вести нормальный образ жизни. Что я в это вкладываю? Разумное чередование труда и отдыха, посильное занятие спортом (я, к примеру, обожала плавание), умеренное питание. Не верю вокалистам, которые говорят, что они много едят, дабы обеспечить себе хорошую опору дыхания. Все дело в школе. Я, например, всегда мало ела, при этом исполняя очень трудный репертуар. Ну, и для долголетия, не только творческого, важен позитивный настрой, доброжелательность к миру и к людям.

Когда М.Н. Худовердова была студенткой, к ним как-то приехал выдающийся украинский бас Иван Паторжинский. Услышав пение Худовердовой в классе Анатолия Доливо, он воскликнул: «Впервые после Неждановой я слышу такое дыхание!» Сравнение с одной из величайших русских певиц в комментариях не нуждается…

Наталия КРАСИЛЬНИКОВА

 
Мобильное приложение
Бесплатная подписка на мобильное приложение "Качественный продукт"
  
Мы в соцсетях
Газета "Качественный продукт" в соцсети "Одноклассники"
    

RSS новостей

Ленты новостей

 

Работа